Экспертиза: экономисты о законопроекте о переходе к государственному планированию социально-экономического развития

ТолкачевТолкачев Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор

О законопроекте: «Мировые правила игры меняются у нас на глазах. Пресловутая «вторая волна» мирового финансового кризиса, ожидаемая с 2009 года, прорывает защитную дамбу в виде денежной эмиссии за счет программ количественного смягчения в США, Японии, Западной Европе. Мировая экономика вступает в ситуацию гигантской турбулентности, а потому рыночные механизмы регулирования спроса и предложения, инвестиционной активности будут до неузнаваемости искажены.

В этих условиях экономике любой страны требуются иные инструменты регулирования, способные проложить верный курс корабля в условиях шторма. Плановые ориентиры развития становятся необходимы всему предпринимательскому сектору, независимо от формы собственности. Даже мелкий и мельчайший бизнес, все эти пресловутые ИП, могут потерять привычные рынки сбыта в условиях грядущего мирового шторма. Плановые мероприятия местных органов власти смогут обеспечить им хотя бы временное убежище и поспособствовать адаптации к новым временам».

 

Балацкий Е.В.Балацкий Евгений Всеволодович, доктор экономических наук, профессор, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

«Относительно законопроекта «О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации» можно сказать, что его посыл в целом правильный и отражает нынешние потребности страны. В документе верно очерчен вектор направлений государственного регулирования, которые нуждаются в серьезной корректировке. Список намеченных в документе мер можно смело одобрить, однако настораживает размах этого законопроекта – в него вошло такое число направлений совершенствования регулятивной системы, что они представляются просто необозримыми и, скорее всего, труднореализуемыми.

Может быть, проще и правильнее было бы сконцентрировать усилия разработчиков на более узких направлениях, но более детально проработать их в отдельных нормативных документах. Мне представляется, что для начала можно было бы разработать, например, специальный закон «О доходах в государственных учреждениях», который ограничивал бы непомерные заработки сотрудников государственного сектора. Вообще, легче и быстрее подготовить серию более специализированных законов, чем один гигантский документ, с которым будет трудно работать. Хотя в пользу единого документа, разумеется, есть свои аргументы и не исключено, что на практике они могут перевесить стратегию «малых форм», т.е. множества более компактных законов».

In this article