Законопроект о пресечении теневого финансирования партий

 

В сфере финансирования политических партий и избирательных кампаний партий и кандидатов сложилась практика, когда жертвователи фактически обходят запреты, установленные федеральными законами о партиях и о выборах:

  1. Получили распространение случаи, когда политическая партия получает пожертвование от формально российского юридического лица, учредителями (участниками) которого являются также российские юридические лица, однако которые по цепочке учредителей (участников), в конечном счете, контролируются офшорными (иностранными) компаниями. Такие цепочки могут быть короткими или длинными, но суть при этом одна: жертвователь — это фирма, действия которой определяются из офшора. «Фирмы-прокладки» при этом учреждаются для того, чтобы обойти норму федерального закона о запрете пожертвований от организаций, имеющих долю иностранного участия, превышающую установленный предел (30%).
  2. Также получила широкое распространение практика внесения пожертвований в политические партии через «фонды поддержки» этих партий (как правило, учрежденных связанными с ними лицами). Финансовая отчетность этих фондов, в отличие от отчетности политической партии, не является публичной, что позволяет скрывать информацию о жертвователях средств, о размерах пожертвований. При этом для фондов не установлены правила проверки финансовой отчетности, применяемые к политическим партиям. Все это делает «фонды поддержки партий» непрозрачными и создает благоприятные условия для нарушений, обхода установленных законодательством запретов на недопустимые пожертвования.
  3. Финансирование партий может осуществляться через крупные пожертвования от небольших групп физических лиц, источники доходов которых (в отличие от юридических лиц) трудно проконтролировать. В настоящее время любой политической партии достаточно найти 100-200 человек – жертвователей, чтобы с их помощью совершенно легально обойти установленные законом запреты на недопустимые пожертвования. Для крупной партии собрать подобную группу не сложно, – это 1-2 человека в каждом региональном отделении или часть депутатов ее фракции.

Необходимо принять меры, направленные на совершенствование порядка финансирования политических партий и избирательных кампаний партий и кандидатов в целях исключения поступления пожертвований от юридических лиц, контролируемых из офшоров, а также обеспечения большей прозрачности вносимых пожертвований. Законопроектом, внесенным в Госдуму 2 сентября 2015 года группой депутатов от партии КПРФ (В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, О.Н. Алимовой, В.Р. Родиным, В.П. Пешковым, С.И. Васильцовым, А.А. Андреевым), предлагается закрепить следующие требования:

1. Запретить пожертвования политическим партиям, а также кандидатам и избирательным объединениям, от российских юридических лиц, контролируемых через юридические лица, имеющие долю (вклад) в их уставном (складочном) капитале, иностранными юридическими лицами и (или) иностранными гражданами. При этом под контролируемым юридическим лицом понимается юридическое лицо, действия которого определяются иностранными юридическими лицами и (или) иностранными гражданами через:

  • имеющие долю (вклад) в его уставном (складочном) капитале юридические лица, которые в свою очередь имеют в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) иностранных юридических лиц и (или) иностранных граждан, позволяющую этим последним определять действия данных юридических лиц;
  • систему юридических лиц, взаимно связанных долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах (при условии, что размер каждой такой доли (вклада) позволяет определять действия соответствующего юридического лица), если хотя бы одно из них имеет в уставном (складочном) капитале юридического лица, внесшего пожертвование, долю (вклад), позволяющую определять его действия.

2. Установить единый для всех партий статус фондов их поддержки и вводятся требования к их финансовой деятельности: запретить недопустимые пожертвования и установить необходимость регулярного предоставления финансовых отчетов, которые подлежат проверке и обнародованию в том же порядке, что и отчетность самих политических партий.

Для того, чтобы исключить создание организаций, подобных указанным фондам, под видом других юридических лиц, законопроектом вводится запрет на внесение в партии пожертвований от организаций, которые хотя бы один раз направили более 50% своих поступлений, полученных в течение календарного года в виде денежных средств или иного имущества, на пожертвования данной политической партии, ее региональным отделениям.

3. Уменьшить предельную сумму пожертвований, которые партия может получить в течение года от одного физического лица, – с нынешних 4 330 000 руб. до 500 000 руб. Предлагается ввести это ограничение – до 500 000 руб. – применительно и к пожертвованиям в партии, и к пожертвованиям в фонды ее поддержки.

 

Публикации в СМИ:

Газета.ру

Ход рассмотрения инициативы

In this article