Законопроект о валютном регулировании и валютном контроле

 

Проводимая в постсоветское время политика либерализации трансграничных перемещений капитала не дала положительного результата: страна сохранила статус одного из крупнейших в мире нетто-экспортеров капитала (то есть одной из стран-«лидеров» по вывозу капитала).

Неблагоприятные внешнеэкономические факторы в сочетании с введенными в отношении Российской Федерации международными санкциями привели к усилению оттока капитала. Это оказало давление на курс рубля, что, учитывая фактическое самоустранение Банка России от выполнения своих обязанностей по обеспечению его устойчивости (предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), привело к дестабилизации внутреннего валютного рынка, высокой волатильности (изменчивости) и падению курса рубля.

В условиях сильной зависимости отечественной экономики от импорта современного оборудования, технологий и конечной продукции рост курса рубля привел не только к росту инфляции и падению жизненного уровня населения, но и снижению инвестиционных возможностей отечественных производителей продукции внутреннего потребления, дальнейшему росту несбалансированности структуры российской экономике.

Предпринятая Банком России попытка стабилизировать ситуацию на валютном рынке за счет повышения ключевой ставки (ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики, к которой Банк России стремится приблизить ставки денежного рынка) лишь временно сняла остроту проблемы на валютном рынке, но при этом – за счет дальнейшего ухудшения условий функционирования реального сектора экономики и падения экономического роста.

Действующее валютное законодательство, сверхлиберальное по отношению к тем лицам, которые осуществляют валютные спекуляции и выводят капитал из России, противоречит национальным задачам инвестиционного развития российской экономики, поскольку:

  • благоприятствует оттоку «качественного» капитала из страны, вкладываемого за рубежом, прежде всего, в низкодоходные долгосрочные ценные бумаги и капитал инвестиционных фондов;
  • способствует притоку спекулятивного иностранного капитала (во многом имеющего российское происхождение, ранее выведенного из страны и вновь выводимого вместе с заработанной прибылью после проведения высокодоходных спекулятивных операций);
  • усиливает действие на российскую экономику международных санкций (поскольку позволяет легко манипулировать ситуацией на российском финансовом рынке через «информационный вброс» негативной или позитивной для нашей страны информации, используемой валютными спекулянтами для «медвежьих» (на понижение) и «бычьих» (на повышение) атак на рубль);
  • превращает национальную валюту в инструмент для спекулятивных сделок, а реальный сектор экономики и население в «заложников» финансового рынка, точнее – группы спекулянтов, зарабатывающих игрой на повышение и понижение курса рубля;
  • повышает привлекательность спекулятивных операций с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке (по сравнению с вложениями в реальный сектор экономики, которые имеют намного более низкую доходность) и, как следствие, высокую волатильность курса рубля;
  • подрывает доверие к рублю со стороны бизнеса и населения страны (постоянные колебания курса рубля при высокой доле импортных товаров на российских прилавках магазинов делает ненадежным накопление и хранение сбережений в рублях);
  • ведет к росту внутренних цен, поскольку российские компании вынуждены компенсировать собственные дополнительные валютные риски за счет повышения цен на свои продукцию и услуги;
  • не стимулирует использование рубля в международных расчетах (в настоящее время у компаний отсутствуют мотивы для использования рубля в международных расчетах, поскольку проще рассчитываться за товары и услуги в иностранной валюте);
  • требует наличия дополнительных международных резервов (высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации), размещаемых как раз в тех странах, которые ввели санкции в отношении Российской Федерации (чем более либеральную валютную политику проводит государство, тем менее предсказуемы колебания притока и оттока из страны иностранной валюты, и тем большие международные резервы приходится поддерживать, а следует помнить, что валютные резервы – это, по сути, средства, которые вложены в развитие экономик других стран вместо собственной страны).

 

22 сентября группой депутатов от партии КПРФ (В.Ф.Рашкиным, О.Н.Алимовой, С.П.Обуховым, А.В.Корниенко, Н.В.Разворотневым, А.А.Андреевым, Д.В.Коломийцем) в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который направлен на устранение перечисленных недостатков и устанавливает:

  • приоритет интересов обеспечения устойчивости российской валюты и стабильности внутреннего валютного рынка (в настоящее время приоритетны интересы валютных спекулянтов и лиц, заинтересованных в нерегулируемом выводе капитала из страны);
  • сочетание экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования с административными методами, применяемыми в случае недостаточной эффективности или оперативности экономических мер регулирования (наблюдаемый в настоящее время отказ государства от части своих административных полномочий в области валютного регулирования в надежде на то, что рынок «сам все отрегулирует» показал свою несостоятельность и наносит существенный вред интересам страны);
  • введение разрешительного порядка на совершение ряда валютных операций, не связанных с осуществлением экспорта и импорта товаров и услуг (данная мера необходима для организации заслона от неконтролируемого вывода капитала из страны);
  • введение ограничений на приобретение юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами — индивидуальными предпринимателями иностранной валюты, кроме как для оплаты контрактов, кредитов и займов, уплаты сумм процентов и штрафных санкций (это необходимо для предотвращения валютных спекуляций, при помощи которых обогащается ограниченный круг лиц, заинтересованных в постоянных и сильных колебаниях курса рубля);
  • применение дифференцированного подхода к величине открытой валютной позиции уполномоченных банков в зависимости от целевого характера совершаемых уполномоченным банком операций по приобретению и продаже иностранной валюты (эта мера не позволит банкам, как это происходит в настоящее время, манипулировать валютным рынком, участвуя в валютных спекуляциях, в том числе с использованиемсредств, выделяемых им государствомв качестве антикризисной меры, сделает возможным снизить Банком России ключевую ставку без риска нового «обрушения» валютного рынка);
  • введение ограничений на привлечение резидентами и нерезидентами (юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами — индивидуальными предпринимателями) на срок, превышающий 180 дней, средств, подлежащих возврату в иностранной валюте (это в дальнейшем даст возможность контролировать процесс зарубежных заимствований российскими компаниями, поскольку размер их внешней задолженности достиг опасной величины, а возврат долгов способствует росту спроса на иностранную валюту и падению курса рубля);
  • отсутствие для резидентов и нерезидентов ограничений при совершении валютных операций в валюте Российской Федерации и с внутренними ценными бумагами без использования валютных ценностей (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) в качестве средства платежа, как на территории России, так и заее пределами (эта мера будет способствовать расширению использования рубля в международных расчетах);
  • обязательную продажу резидентами (юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями) 100% валютной выручки, зачисляемой на их счета, открытые в уполномоченных банках (это предотвратит необоснованное накопление на счетах компаний иностранной валюты и неравномерность продажи их валютной выручки на рынке, которая способствует дестабилизации валютного курса рубля);
  • обязательную продажу нерезидентами (юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями) 100% валютной выручки от экономической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, зачисляемой на их счета, открытые в уполномоченных банках (данная мера целесообразна также в отношении нерезидентов, поскольку уравнивает условия деятельности резидентов и нерезидентов, осуществляющих экономическую деятельность в России);
  • повышение ответственности виновных лиц за нарушение валютного законодательства.

Экспертное мнение:

pro

 

 

Масленников

Масленников Владимир Владимирович, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН:

«Я поддерживаю данный законопроект. […] На мой взгляд, рассматриваемый законопроект хорошо сбалансирован. Он пресекает возможности для спекуляций на внутреннем валютном рынке и создает эффективный заслон на пути вывоза капитала. При этом он не препятствует операциям с валютными ценностями при совершении экспортно-импортных операций и даже снимает ряд необоснованных ограничений для валютных операций физических лиц. […] При этом любое ужесточение регулирования эмоционально сначала воспринимается негативно, но полагаю, что другого выхода уже нет, и дальнейшее сохранение благоприятных условий для организованного вывоза капитала из России и валютных спекуляций вместо инвестиций в реальный сектор экономики лишь усугубит негативные последствия для страны и государства в целом. В случае принятия данного закона, его успешность во многом будет зависеть от решительности и обязательности для всех при практическом исполнении» (Читать полностью).

ТолкачевТолкачев Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор:

«Очень важный и архинужный законопроект. Усиление валютного контроля неизбежно в ближайшей перспективе в свете развертывания финансового кризиса 2.0, о котором все увереннее говорят эксперты. […] Но даже в нынешних предштормовых условиях Россия один из рекордсменов по оттоку капитала. Распространенный аргумент, что капитал уходит из-за плохого инвестиционного климата, из-за плохих институтов, не выдерживает критики. Во-первых, существующие институты все эти годы создавались под диктовку и под нажимом того самого крупного бизнеса, который и выводит капитал на добрую сотню миллиардов в год. […] Во-вторых, неустанным надеждам либеральных экономистов на ожидаемый поток иностранных инвестиций, которые должны спасти российскую экономику (модернизировать производство, дать рабочие места, да еще высокотехнологичные) в условиях уже явного затяжного кризиса отживающей технологической структуры мира не суждено сбыться. […] В-третьих, противники контроля пугают падением курсов акций на наших биржах, оттоком имеющегося иностранного капитала. Но фондовый крах и так не за горами, и развивающиеся рынки пострадают от него в любом случае. А вращающийся пока на нашем фондовом рынке иностранный капитал исключительно спекулятивный.  […] Так что объективная макроэкономическая и институциональная ситуация просто требуют введения валютных ограничений, конечно, не до советского запретительного уровня, но до ощутимых барьеров на пути оттока капитала – главной болезни нашей экономики» (Читать полностью).

Колташов В.Г.Колташов Василий Георгиевич, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений:

«Предложения по валютному регулированию в стране в целом здравы и полезны, но являются дополнительными мерами к новой, не либеральной экономической политике, каковой у нас нет. А это серьезнейшая проблема, потому как не устранив причин бегства капиталов, не выйдет остановить его поток за рубеж. Рубль же обречен при этом быть слабым, сколько бы мы не переводили на него внешнюю торговлю, поскольку не бывает сильной валюты у слабой экономики» (Читать полностью).

contra

 

 

НигматуллинНигматуллин Тимур Рафаилович, финансовый аналитик ИХ «Финам»:

«В целом я негативно отношусь к данному законопроекту. Думаю, его принятие даже в отредактированном виде будет иметь ярко выраженные негативные макроэкономические последствия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе введение контроля за движением капитала сразу же обрушит финансовые рынки. Инвесторы, принимая во внимание возросшие риски, будут продавать все виды активов – ценные бумаги, недвижимость и т.п., переводя их в валюту. Спровоцированная паника сама по себе приведет к усилению нынешнего экономического кризиса и дальнейшему падению уровня жизни домохозяйств. […] В долгосрочной перспективе фиксированный курс рубля в такой сырьевой экономике, как в РФ приведет, с одной стороны, к снижению конкурентоспособности российской промышленности, как это происходило все 2000-е годы. […] С другой стороны, отказ от плавающего курса приведет к росту госдолга, так как бюджет не будет получать доходов от ослабления национальной валюты. Наконец, отказ от плавающего курса похоронит планы сделать рубль резервной валютой» (Читать полностью).

 

Публикации в СМИ:

Росбалт
Регнум

Ход рассмотрения инициативы

In this article