Отложить сборы за проезд грузовиков по федеральным трассам и проверить оператора сборов

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июня 2013 года, с 15 ноября 2015 года начнет взиматься плата с грузовиков массой свыше 12 тонн при движении по федеральным трассам (3,73 руб. за каждый пройденный километр).

Функции оператора по взиманию сбора с владельцев большегрузных транспортных средств выполняет частная компания, получившая данные права без проведения конкурсных процедур. Росавтодор заключил концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» сроком на 13 лет, наделив его правами оператора по созданию и эксплуатации системы взимания платы, в том числе автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи данных о движении грузовых транспортных средств массой свыше 12 тонн. Согласно установленному базовому размеру платы концедента, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» будет получать ежегодно 10,6 млрд. рублей из собранных средств; данная сумма будет индексироваться.

По данным ГМЦ Росстата на 22.06.2015 г., собственниками компании ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в равных долях (50%) являются ООО «РТ-Инвест» (в которой 25,01% принадлежит ГК «Ростех») и предприниматель Игорь Аркадьевич Ротенберг (сын Аркадия Романовича Ротенберга).

Нормы указанного Постановления вызывают острую критику со стороны компаний, осуществляющих грузовые перевозки, профессиональных ассоциаций и союзов водителей большегрузных автомобилей, экспертного сообщества. Вступление в силу норм указанного Постановления с 15 ноября 2015 года в текущем виде несет в себе многочисленные риски.

Введение платы за проезд грузовиков по федеральным трассам увеличит стоимость транспортировки товаров, тем самым неизбежно стимулирует рост розничных цен на товары массового потребления. По наиболее скромным официальным оценкам Федерального дорожного агентства, удорожание конечного продукта составит 0,5-1,5%. По оценке Министерства экономического развития РФ, удорожание товаров может составить 2-5%. В то же время, согласно оценкам представителей транспортных компаний, ритейлеров, логистических компаний, удорожание различных групп товаров вследствие введения указанной платы может составить до 15-20%.

Удорожание товаров массового потребления станет особенно болезненным для граждан РФ в условиях и без того высокого роста цен на розничные товары в период 2014-2015 гг., падения уровня реальных доходов населения, ухудшения экономической ситуации в РФ в целом.

Введение указанной платы существенно увеличит издержки компаний – грузоперевозчиков. При этом, в первую очередь, введение сбора ударит по грузоперевозчикам, которых можно отнести к среднему и малому бизнесу. Следствием этого может быть перераспределение рынка в пользу крупных перевозчиков, потеря работы значительного числа граждан, связанных с малыми и средними транспортными компаниями.

Опасения компаний – перевозчиков вызывает также необходимость перечисления платежа за предстоящую поездку по принципу предоплаты. Согласно установленным нормам, грузоперевозчик будет обязан вносить авансовые платежи за следование по федеральной трассе до погрузки. Таким образом, грузоперевозчики будут вынуждены изыскивать дополнительные средства, в том числе путем увеличения издержек по выплатам краткосрочных кредитов. Нарекания вызывает невозможность изменения маршрута грузовика после того, как автомобиль разгрузился в конечном пункте маршрута.

Наконец, представители грузоперевозчиков, эксперты выражают обеспокоенность общей работоспособностью системы взимания платы «Платон», разработанной ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». По их мнению, при запуске системы неизбежно возникнут ошибки и перебои в работе бортовых устройств GPS/ГЛОНАСС, что несет в себе риски крупных штрафов. При этом следствиями временной остановки работы ряда перевозчиков могут быть частичные перебои в снабжении товарами, возникновение необоснованного дефицита, повышение цен на конечные товары массового потребления.

Таким образом, введение платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам несет в себе риски ухудшения экономического положения целого ряда хозяйствующих субъектов, роста цен на товары массового потребления. Немедленное начало взимания платы в полном объеме и преследование за неуплату взноса с 15 ноября 2015 года несет в себе риск эскалации протеста со стороны профессионального сообщества грузоперевозчиков, водителей большегрузных автомобилей. Риски введения указанной платы усугубляются на фоне общего кризиса экономики РФ.

Группой депутатов от партии КПРФ (В.Ф.Рашкиным, С.П.Обуховым, О.Н.Алимовой, В.Р.Родиным, А.В.Потаповым, В.Г.Поздняковым) 6 ноября 2015 года в Госдуму был внесен законопроект,  предусматривающий отсрочку введения платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам, до 1 ноября 2017 года.

Также депутаты направили запрос Генеральному прокурору РФ с просьбой проверить законность заключения соглашения с оператором системы взимания платы «РТ-Инвест транспортные системы» без проведения конкурса.

 

Публикации в СМИ:

Телеканал ДОЖДЬ
Коммерсант
РБК

Ход рассмотрения инициативы

In this article