Законопроекты по борьбе с задержками зарплат

Депутаты от КПРФ (Сергей Решульский, Валерий Рашкин, Сергей Обухов и др.) внесли на рассмотрение Госдумы пакет из двух законопроектов, которые ужесточают и упорядочивают уголовную и административную ответственность за задержки зарплаты, а также увеличивают компенсацию оказавшимся без денег работникам. Необходимость принятия мер по дополнительной защите трудовых прав работников предприятий, учреждений и организаций, как государственного, так и частного сектора обусловлена массовыми задержками и сокращениями зарплат в России в 2015 году.

В частности, по имеющейся информации, во многих регионах страны имели место задержки заработной платы сотрудникам подразделений МЧС России.

В ряде субъектов РФ задерживают или сокращают заработную плату учителям, врачам, работникам детских садов и других учреждений бюджетной сферы.

Общая сумма задолженности по заработным платам в январе 2015 года равнялась 2 млрд.рублей. По состоянию на 1 декабря 2015 года она составила уже 3,9 млрд.руб., то есть выросла в два раза, причем только за ноябрь она увеличилась на 395 млн.рублей.

Задержки и сокращения заработной платы происходят на фоне общего ухудшения уровня и качества жизни россиян, роста цен. Также они создают риск всплеска социального недовольства – оно уже имеет место во многих регионах, где происходят забастовки и массовые акции работников, оставшихся в канун новогодних праздников без заработка.

Первый законопроект вводит уголовную и административную ответственность учредителей организаций, в обязанности которых входит финансирование их деятельности. Сейчас за невыплату денег, например, учителям или врачам, ответственность несет только руководитель соответствующего учреждения, а не стоящий над ним чиновник. Непосредственный руководитель бюджетного учреждения хотя формально несет ответственность за оплату труда своих работников, может оказаться в ситуации, когда средств нет, а на его жалобы вышестоящие инстанции не реагируют. Привлечение его к ответственности в данном случае означало бы наказание «стрелочника», а не реально виновного должностного лица.

Второй законопроект увеличивает размер денежной компенсации за задержку зарплаты с 1/300 до 1/220 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. При пересчете на год это составит уже не 13,38% (как сейчас), а 18,25% от невыплаченных сумм, что позволит в целом компенсировать потери работников при оплате кредитов, возможно, взятых в банках на время ожидания получки. При этом вся задолженность по зарплате должна быть выплачена вместе с пеней.

Сами по себе вышеуказанные меры не решают в полной мере проблему невыплаты зарплат, однако они призваны улучшить дисциплину, ликвидировать поле для злоупотреблений, когда руководители предприятий не платят работникам ради сохранения прибыли. Для окончательной ликвидации проблемы необходимо также обеспечить перераспределение бюджетных средств, принять меры по восстановлению экономики и наладить работу контролирующих органов.

В настоящий момент федеральные органы власти недостаточно внимания уделяют защите прав наемных работников. Фактически работодатели не несут какой-либо серьезной ответственности за нарушение трудового законодательства. Корень проблемы с ростом задолженностей в том, что государство в условиях кризиса больше внимания уделяет интересам элиты, а не рядовых граждан.

Так, общеизвестны размеры заработных плат руководства «Роснефти», «Газпрома». Только на их ограничении можно было бы высвободить примерно 1 млрд.рублей (суммарный годовой доход глав только двух компаний: «Роснефти» и «Газпрома») – и это только по официальным цифрам. Для сравнения, согласно данным Росстата задолженность по заработным платам в экономике России на конец 2015 год составила 3,9 млрд.рублей. Если сэкономить только на заработной плате И.Сечина и А.Миллера, то можно покрыть примерно четверть данной суммы. Если же прибавить к этому сверхдоходы других «государственных олигархов», то можно в кратчайшие сроки погасить все долги по зарплатам.

Публикации в СМИ:

ТАСС

In this article