Пути вывода России из политического застоя и экономического кризиса

8 cентября 2015 года на площадке Росбалта состоялось обсуждение программы  политических и экономических реформ, предложенных группой депутатов Госдумы от партии КПРФ. До этого программа была в целом одобрена для дальнейшего обсуждения на пленуме Московского городского Комитета КПРФ.

В рамках программы сформулировано системное, стратегическое видение причин политического застоя и продолжающегося экономического кризиса, предложены конкретные реформы. Оно предусматривает:

  • реформу политической системы для преодоления моноцентрической модели власти и обеспечения реального разделения властей;
  • реформу избирательной и партийной системы;
  • реформу региональной и местной власти;
  • реформу судебной и правоохранительной системы;
  • экономические реформы: меры государственного стимулирования роста экономики, меры денежно-кредитной, валютной политики;
  • реформу госкорпораций и публичного сектора в экономике.

К обсуждению был представлен доклад «Анатомия России: застой и кризис», в котором можно подробнее ознакомиться с предлагаемыми реформами.

В обсуждении программы в рамках круглого стола приняли участие депутаты Государственный думы от партии КПРФ Рашкин В.Ф. и Обухов С.П., экономисты Хестанов С.А. и Толкачев С.А., руководитель ЦЭПР Миронов Н.М.

Валерий Рашкин отметил высокую актуальность заявленной темы, указал на основные недостатки существующей системы:

«Необходимо не просто латание дыр, то есть поменять в высших эшелонах власти одного человека на другого, поменять одну элиту на другую. Должен быть комплексный подход к изменению системы и с точки зрения проводимой политики, и с точки зрения экономических реформ».

Рашкин

В своем выступлении Валерий Рашкин также раскрыл содержание основных предложенных реформ – как политических (прежде всего, ограничение власти Президента, переход к коалиционному принципу формирования Правительства, изменение полномочий парламента), так и экономических:

«Мы считаем, что необходимо провести экономическую реформу – ввести две принципиальные вещи. Первое – это планирование на уровне государства и финансирование целевых точек развития экономики, которые могли бы потащить за собой все остальное. И второе – это введение мобилизационной экономики, без которой сегодня невозможно продвинуться… Ну и самое главное в это кризисное время – конечно, сделать все, чтобы увеличить покупательную способность населения. На это направлены мобилизационная экономика и планирование на государственном уровне».

Сергей Обухов рассказал об инициативах и деятельности партии КПРФ в последние годы и отметил, что разработка и детализация реформаторской программы будет продолжена:

«Мы провели определенную каталогизацию проблем и соотносим их с программными предложениями, которые утверждены партией – видим, что надо актуализировать и подработать, но, в принципе, можно уже выносить на фракцию как план законотворческих работ по ремонту политической системы. И затем выносить эти предложения на руководство партии и фракции… Нам надо прорабатывать социальный блок, его нужно каталогизировать по тем предложениям, что мы в летний период внесли с Валерием Федоровичем: ЖКХ, капитальный ремонт, запрос с требованиями по остановке роста цен на продукты первой необходимости, необходимость комплексного социального развития территории, антиростовщические законы».

Обухов

Николай Миронов акцентировал внимание на необходимость конституционной реформы:

«Нынешняя конституционная система создает большие проблемы, большие препятствия на пути проведения реформ, в частности реформ экономических, которые сейчас назрели… Бесконечно плотный и непреодолимый слой бюрократии вокруг президента, слой олигархии, ручное управление, в рамках которого невозможно принимать быстрые, нужные и главное продуманные и глубокие мероприятия… Помимо собственно экономических реформ – все надо делать параллельно – нужны, конечно, изменения общественного строя».

Миронов (2)

Отдельно Николай Миронов привел опыт других стран, которым удалось провести успешную конституционную реформу и выстроить систему сдержек и противовесов. Также он указал на наличие в разработанной программе конкретных прописанных механизмов осуществления реформ и, в частности, на предложенную редакцию соответствующих норм Конституции.

Сергей Толкачев обратил внимание на преимущества мобилизационной экономики, предлагаемой в программе реформ в кризисной ситуации и указал на зарубежный опыт внедрения экономических мер мобилизационного характера.

Сергей Хестанов указал на сырьевой характер российской экономики, во многом спровоцировавший текущую ситуацию, и нежелание Правительства проводить реформы до тех пор, пока сырьевая рента в той или иной мере способна обеспечивать социальную стабильность.

В заключение Валерий Рашкин отметил, что предложения программы будут в ближайшее время озвучены на других площадках. Создатели программы открыты для дискуссии и предложений.

 

Экспертное мнение:

 

Колташов В.Г.Колташов Василий Георгиевич, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений:

«Сейчас активно обсуждается предложение Глазьева о том, что необходимо ввести ограничения на использование иностранной валюты в торговле, на покупку иностранной валюты финансовыми институтами. Предложения, изложенные в представленной программе, гораздо глубже и гораздо шире, чем то, что сейчас обсуждается, потому что эта программа направлена на преодоление экономического кризиса, а не на то, чтобы втянуть Правительство в преодоление кризиса, тогда как оно не собирается этим заниматься […]. Радует многонаправленность программы: она не упускает социальную сферу, сферу занятости, и в целом при некотором дополнении может быть хорошей основой для того, чтобы наша страна могла преодолеть экономический кризис. То есть в целом программа правильная, направление у нее правильное: она действительно является программой антикризисной, при этом не исключительно финансовой, а касающейся экономики в целом» (Читать полностью).

БирманАлександр Бирман, журналист:

«Коммунисты не ограничиваются «окучиванием» социально близкого избирателя […]. Многие идеи, высказанные в докладе Рашкина и преобразованные в законодательные инициативы КПРФ, объективно играют на расширение и диверсификацию коммунистического электората» (Читать полностью).

МасленниковМасленников Владимир Владимирович, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН:

«Рассматриваемая экономическая часть доклада очень эмоционально отражает многие болевые точки российской экономики. Действительно, ее кризис имеет глубинные причины и является объективным следствием экономической политики, которая проводилась на протяжении почти всей истории существования современного Российского государства. В связи с этим он не может быть преодолен посредством тактических решений, без принципиального изменения доминирующих в органах власти стратегических подходов к регулированию экономики […]. Альтернативный антикризисный сценарий восстановления отечественной экономики – мобилизационный. Он требует принципиально новых подходов к управлению экономикой, практического признания приоритетности общегосударственных целей над частными, воссоздания системы стратегического экономического планирования, принципиального усиления дисциплины в аппаратах федеральных министерств, ведомств и органов управления субъектами РФ, жестких, а может быть, и жестоких, методов борьбы с коррупцией» (Читать полностью).

Балацкий Е.В.Балацкий Евгений Всеволодович, доктор экономических наук, профессор, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

«В представленной программе диагноз нынешней ситуации поставлен в целом верный. Более того, верные оценки даны практически по всем пунктам. Ситуация в российской экономике сложилась весьма драматичная и она требует экстраординарных решений, одним из вариантов которого вполне резонно видится введение мобилизационной экономики. В программе очень точно идентифицированы основные «болевые точки» российской экономики и политики» (Читать полностью).

Гращенков И.А.Гращенков Илья Александрович, политолог, генеральный директор Центра Развития Региональной Политики, директор Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики:

«Необходимость в политических реформах назрела давно. […] Доклад вскрывает реальные проблемы политической системы, но требует дальнейшей консультации с отраслевыми специалистами для выработки единой стратегической повестки. В любом случае, нынешняя система может служить лишь для обеспечения интересов правящего олигархического класса. Она крайне неэффективна и в ближайшем будущем может привести к краху всего государства» (Читать полностью).

 

 

Публикации в СМИ:

РИА Новости
Росбалт
Новые Известия

In this article